Психологический эксперимент "8 часов в одиночестве"
В этом эксперименте принимали участие 68 детей возрастом от 12 до 18 лет. Они добровольно согласились принять участие и провести восемь часов в одиночестве. При этом детям было запрещено пользоваться любыми средствами коммуникации: телевизор, компьютер, мобильный телефон и другими. При этом у них был полный доступ к ряду других развлечений: они могли читать, играть на музыкальных инструментах, писать, заниматься рукоделием, ходить на прогулки, играть в игры и тому подобным.
Руководителем эксперимента являлась семейный психолог. Ее целью было доказать свою рабочую гипотезу. Она заключалась в том, что современные дети, хоть и развлечениям уделяют через чур много времени, абсолютно не могут занять себя самостоятельно, а так же ничего не знают о своем внутреннем мире. По правилам данного эксперимента дети должны были прийти на следующий день и подробно рассказать о том, как прошли эти восемь часов. Во время эксперимента дети должны были подробно записывать все свои действия, а так же ощущения и свои мысли. Подросткам было сказано, что в том случае, если у кого — нибудь наступит чрезмерное беспокойство или же сильное напряжения, а так же неприятный дискомфорт, участникам немедленно следовало прекратить эксперимент, отметить время его прекращения и описать подробную причину.
Многие спросят: а что в этом плохого? На первый взгляд эксперимент на одиночество кажется весьма безобидным. Так же ошибочно посчитала и психолог. Она думала, что данный эксперимент совершенно безопасный. Результаты эксперимента были на столько неожиданными и шокирующими, что никто даже и предположить не мог. Из всех подростков – 68 человек – эксперимент сумели закончить только трое: два мальчика и одна девочка. Остальные участники прекращали эксперимент по разным причинам: пять человек начали испытывать сильнейшие так называемые «панические атаки». Троих посещали мысли о суициде. 27 участников ощущали такие симптомы, как приливы жара, потливость, ощущения «шевеления волос», тошнота, острые боли в животе, головокружения и так далее. Почти каждый участник на себе испытал чувства беспокойства и страха.
Первоначальный интерес к эксперименту, предвкушение новизны исчезло у участников через час – два. Из всех участников только десять человек начали ощущать некоторое беспокойство через три или более часов, проведенных в полном одиночестве. Девочка, которая оказалась способной довести эксперимент до конца, прислала руководительнице дневник, в котором она на протяжении всех восьми часов подробно описывала свое состояние. После прочтение волосы начали шевелиться у психолога. Из этических соображений публикации дневник не подлежал. Зато стало известно о том, чем старались занять себя подростки, участвовавшие в эксперименте:
- некоторые просто смотрели в окно или бесцельно бродили по квартире;
- рисовали или предпринимали попытки рисовать;
- занимались физическими упражнениями или упражнялись на тренажерах;
- заполняли дневник, вписывая свои мысли или просто писали письма на бумаге; готовили еду или употребляли пищу;
- делали школьные задания, учитывая, что на момент эксперимента были каникулы, дети от отчаяния начали заниматься уроками;
- пытались складывать головоломки;
- проводили время с домашними животными;
- читали или предпринимали попытки читать;
- принимали душ;
- один мальчик играл на флейте, некоторые – на гитаре или фортепиано;
- одна девочка проводила время за вышиванием;
- еще одна девочка молилась;
- мальчик прошел по городу пешком 25 километров;
- некоторые сочиняли стихи;
- занимались уборкой квартиры;
- некоторые вышли на улицу, отправившись в кафе или магазины. По правилам эксперимента общаться с кем – либо было запрещено, но эти участники, видимо, решили, что продавцы не в счет;
- один парень пошел в парк аттракционов и катался на протяжении трех часов. Дело окончилось тем, что его начало рвать;
- один мальчик решил провести время в зоопарке;
- девочка пошла в Музей политической истории;
- юноша на протяжении пяти часов катался по городу на троллейбусах и автобусах.
У каждого участника в какой-то момент возникало желание уснуть, но это не увенчалось успехом ни у кого. Как они писали, их начинали посещать «дурные» мысли. После того, как дети прервали эксперимент, 20 человек сразу, воспользовавшись мобильным телефоном, позвонили друзьям, 5 человек сразу отправились в гости к товарищам, 14 из них воспользовались интернетом и посетили социальные сети, 3 сделали звонок родителям. Остальные участники незамедлительно стали играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. Помимо этого, практически каждый подросток включил музыку. Стоит отметить, что сразу же после прерывания психологического эксперимента у всех участников все неприятные симптомы исчезли.
Через какое – то время, 63 бывших участника согласились с тем, что эксперимент не только интересные, но и весьма полезный, особенно для познания себя. Шесть человек приняли решение провести эксперимент самостоятельно, и сообщили, что, хоть и не с первого раза, но им удалось — таки его успешно завершить.
Когда участники проанализировали свое состояние во время эксперимента, обнаружилось, что из них 51 человек употребил такие словосочетания, как: «синдром отмены», «выходит, что я не могу жить без…», «зависимость», «ломка» и тому подобные. Абсолютно все признали, что были крайне удивлены теми мыслями, которые посещали их во время эксперимента, но они оказались не в состоянии сосредоточиться на них, так как их общее состояние было ухудшено.
А вот чем занимались дети, которые успешно закончили эксперимент на одиночество:
- один мальчик занимался разбором и систематизацией своих коллекций. А после этого стал пересаживать комнатные растения;
- другой мальчик на протяжении восьми часов занимался строительством модели парусного корабля, прерываюсь только на прием пищи и прогулку с собакой.
Стоит отметить, что ни один мальчик из них не испытывал никаких негативных эмоций, а так же никакие странные мысли их не посещали.