Если женщина зарабатывает больше мужчины
Почему мужчины не любят женщин-бизнесменов и женщин-политиков? Может быть, потому что те, по их мнению, лезут не в свою область? А может, потому что женщина на командных должностях теряет капельку женственности?
Я думаю, что мужчины попросту боятся. Боятся женского успеха, поскольку привыкли в глубине души, часто не признаваясь себе в этом, обесценивать женщину. Социальный успех женщины, как будто, ставит под вопрос их собственные таланты и возможность быть успешными – мужская гордость (самооценка) страдает. Можно, также, вспомнить про пресловутый мужской шовинизм и патриархальные устои общества: социально санкционированный образ мужчины как защитника, добытчика и кормильца семьи – этот образ жив и по сей день и оказывает значительное влияние на души, кстати, не только мужчин, но и женщин. В отношении излишней маскулизированности социально активных женщин, наверное, можно поспорить: как о некой общей тенденции – мы, безусловно, можем об этом говорить, но разве не существует женщин, играющих значимые социальные роли и при этом сохраняющих свой женский потенциал? Больше того, я бы отметил и тот факт, что некоторые аспекты женственности не могут раскрыться вовсе, вне измерения социальной активности женщины и ее социального успеха. В конце концов, давайте вспомним, что когда-то (а в некоторых культурах и по сей день) цивилизация была матриархальной, что, на мой взгляд, подтверждает мысль о значительном (в настоящее время во многом не раскрывшемся) потенциале лидирующей социальной роли женщины.
Помнится, одна женщина мне говорила: если ты настоящий мужчина, значит – ты должен зарабатывать больше меня. И мне почему-то это было ужасно неприятно. А другая когда-то сказала: если бы ты смог меня обеспечивать, я была бы тебе хорошей женой. Мне почему-то кажется, что это две стороны одной медали.
Когда я слышу подобные вещи, создается впечатление, что люди, похоже, теряют ориентиры в понимании самих себя и того, кем они должны (или могут) быть. Что значит быть настоящим мужчиной? Или настоящей женщиной? Кто возьмет на себя риск, находясь в здравом уме, устанавливать подлинный формат мужского или женского поведения? Похоже, что люди в значительной степени отчуждены от самих себя, лишены понимания своего предназначения, а потому — дезориентированы, и дабы избежать головокружения и потери равновесия, цепляются за некие конвенциональные, устоявшиеся стереотипы «мужского» и «женского».
Деньги (и их количество) – один из таких стереотипов, имеющих отношение к измерению символического в нашей жизни. Да, деньги стали символом силы, могущества, успеха и… мужественности. Произошел фокус – деньгами, оказывается, можно теперь измерять мужественность, как количество картошки килограммами. Слияние образа мужественности с образом денег – чрезвычайно вредная для человека (как для мужчины, так и для женщины) тенденция. Я бы назвал этот процесс «коррупцией» мужественности. Коррупцией, в которую, увы, вносят свой вклад и сами женщины, когда говорят подобное («если ты настоящий мужчина, значит – ты должен зарабатывать больше меня» или «если бы ты смог меня обеспечивать, я была бы тебе хорошей женой»).
На Западе, говорят, с этим проще. Но у нас не Запад, у нас Россия со своим менталитетом, со своими, «самыми красивыми в мире» женщинами.
Нет, элемент конкуренции, естественно, неизбежен. Вспомните хотя бы анекдоты про женщин за рулем. Но согласитесь, эта конкуренция взаимна. И многим мужчинам кажется, что женский мир объявил им войну, пытаясь доказать их несостоятельность. А что делать, когда эта война начинается в самой семье?
Если и есть что-то разрушительное для женщины (разрушительное для ее женственности) в ее желании социального успеха и признания, так это конкуренция с мужчинами, конкуренция, питающаяся завистью к мужчине и его достижениям. Эта зависть, отчасти, оправдана, если вспомнить про мужской шовинизм и дискриминацию женщин, но в некоторых случаях, это чувство абсолютно иррационально и основано на невротических переживаниях имеющих отношение к ранним (детским), неразрешенным внутренним конфликтам женщины в отношении принятия своей женской роли. Что касается мужчин, то их тоже не обходят стороной иррациональные страхи, связанные с женщиной. Долгие годы зависимости маленького мальчика от Женщины (матери или бабушки) накладывают свой отпечаток на психику мужчины: в глубине своей души мужчина всегда испытывает конфликт, конфликт между желанием зависимости и подчинения женщине, растворением в своем детском «Я» и желанием бунта против власти Матери (и женщины, вообще), против страха, что этот бунт и независимость окажутся недостижимы — то ли в силу исключительной власти Женщины, то ли в силу собственных интенсивных желаний подчинится власти Женщины.
В семьях, как правило, описанная динамика имеет место быть — в скрытом, часто бессознательном виде, как правило, не нарушая границ адекватных рациональных отношений. Если же описанные конфликты, в силу каких-то внешних или внутренних факторов, становятся не управляемыми – возникает то мучительное состояние вражды или войны, которое, однако, не лишено тайного наслаждения отреагирования по отношению к партнеру мстительных и злобных чувств.
В семье все было прекрасно. Муж зарабатывал деньги, жена сидела с двумя детьми, иногда подменяемая бабушкой. Идиллия закончилась, когда жена пошла работать по специальности и у нее начался карьерный взлет. Сначала муж шутил, потом начал ворчать, а когда зарплата жены стала значительно превышать его собственную, в семье начались немотивированные скандалы. Причем основным мотивом было: «ты не любишь меня», «у тебя кто-то есть» и прочее — со стороны супруга. Супруг начал реже бывать дома, потом запил, и все уверения жены «у нас все будет хорошо», не действовали. Сейчас семья на грани развода, плюс к тому, мужа вот-вот выгонят с работы. Что делать женщине в этой ситуации?
Женщине нужно понять, что она не виновата, что проблема — в ее муже. Мужчина, в данном случае, впал в невроз, поскольку почувствовал себя неуверенно. Снизилась его самооценка, в результате чего он ощутил собственную малозначимость и ненужность. У него возникли фантазии о том, что жена перестала его ценить и уважать («ты не любишь меня») и, как следствие, думает о других мужчинах «более успешных», «состоявшихся» и т.п. Что касается того, что делать женщине, то я бы сказал так: думать нужно не только женщине, но и мужчине, поскольку мужчине важно в похожей ситуации не сбрасывать груз ответственности за семью на женские плечи, а собрать все свои силы и проявить, наконец, свою мужественность. Но только проявить ее не в сражениях со своей женой, а в воле к тому, чтобы справиться со своей слабостью, проявившей себя в форме невроза. Я думаю, что в таких случаях не обойтись без помощи профессионального психолога.
Когда-то муж зарабатывал много денег и кормил всю семью. Но настали иные времена, и зарплата, которая казалась большой, стала крохотной. Жена пошла работать и зарабатывает в разы больше мужа. Но муж, кажется, совсем не огорчен этим фактом. В ответ на предложение жены подыскать что-нибудь получше, он только удивляется: «Зачем? Деньги же есть». «А как твоя мужская гордость?» «При чем тут гордость!» В результате в семье начались конфликты, а жена так и не может понять нелогичного, с ее точки зрения, поведения мужа.
Я уже говорил о таком явлении, как скрытое детское желание мужчины подчиниться женщине и начать зависеть от нее, зависеть не только эмоционально, но и материально: как ребенок, который целиком и полностью зависит от матери. Во взрослой жизни мужчины, иногда могут возникать ситуации, своего рода, соблазна – соблазна найти «мамку» и «быть при ней». Для мужчины это, безусловно, регрессивное состояние, тормозящее его эмоциональное и социальное развитие. Иногда мужчины с таким «материнским комплексом» бессознательно ищут и выбирают себе в партнеры сильных и уверенных женщин, на которых можно «положиться».
Жила-была превосходная пара. Он был бизнесмен, она – художник. Несколько лет они прожили в любви и согласии, родили хорошенькую дочку, но тут муж трагически погиб. Родственники его оказались не столь бескорыстны, и ободрали вдову как липку, оставив ей только голые стены, старый холодильник и дочку. Но женщина не стала унывать: через полгода ее картины с успехом стали продаваться как в России, так и за границей, она открыла свою маленькую галерею. Но с личной жизнью у нее не получается. Она сказала: я выйду только за мужчину, который зарабатывает хотя бы в два раза больше меня. Наверное, такие мужчины есть, и их не так мало. Но за семь лет ей так никого и не удалось найти. А на других она даже не смотрит, говоря, что с теми, кто не добился ничего в жизни, она связываться не станет.
Когда человек добивается успеха, неважно мужчина это или женщина, ему хочется видеть рядом с собой тоже успешного человека, который бы удовлетворял сформированным требованиям к уровню душевного развития и социального положения. Однако, если эти требования становятся слишком жесткими («он должен зарабатывать в два раза больше» и т.п.) мы вправе думать о невротических (искаженных) требованиях, удовлетворять которые мужчине нет смысла (чем, возможно, обуславливается одиночество этой женщины). Есть женщины, которые всю свою жизнь ищут в других мужчинах Папу, и, как правило, его не находят; а если и находят, то быстро теряют, обретая разочарование в мужчинах или в себе. Такой формат отношений взрослых мужчин и женщин («дочка-Папа»), более принимаем обществом, нежели обратное («сын-Мама»), хотя, с точки зрения, психолога является не менее патологичным, мешающим женщине повзрослеть и обрести себя.
У мужа начались проблемы на работе. Жена пошла зарабатывать, и за полгода ее зарплата выросла настолько, что она стала зарабатывать значительно больше мужа. Она решила, что лучше будет, если муж посидит дома с ребенком – заодно и отдохнет. Но очень скоро дома начались скандалы. Ей пришлось дополнительно нанять няньку для ребенка. Потом она обнаружила, что муж начал тратить ее деньги «как свои», покупая ненужные, по ее словам, вещи. Скандалы начались с новой силой. И кончилось все — когда, вернувшись домой во внеурочное время, она обнаружила супружескую измену. Когда она заговорила о разводе, муж сказал ей «ты сама виновата во всем. Ты своими руками разрушила нашу семью».
Бредовые обвинения! Скорее всего, опять же, мужчина почувствовал себя не полноценным и попытался поднять свою «мужскую ценность» на другом поприще – в сексуальных подвигах а, заодно, и унизить свою жену, завистливо отомстив ей за ее социальные успехи.
Женщина стала зарабатывать больше мужа. И обнаружила, что их жизнь изменилась. Муж практически перестал бывать дома. Он взял три дополнительных приработка, выбивался из сил, но так и не смог сровнять уровень своей зарплаты с зарплатой жены. Когда та попыталась поговорить с ним на эту тему, начался жуткий скандал, в результате которого муж потребовал от нее уйти с работы. Она отказалась. Муж съехал от нее и теперь живет отдельно.
Еще один пример невротического поведения мужчины! Он почувствовал угрозу для себя в успешности своей жены, угрозу своему мужскому самолюбию. Попытка «ликвидировать угрозу», попытка, приведшая к «провалу», обнаружила плохо скрываемый страх этого мужчины, страх потерять свое мужское достоинство и лишиться «чина». Такому мужчине нужно было бы не требовать от жены уйти с работы, а попытаться осознать свои тревоги и откровенно поговорить об этом с женой. Однако «потолковать» не удалось. Невозможность поговорить о том, что происходит, что чувствуешь и думаешь, существование «закрытых» тем — симптом отношений, еще один знак невроза, свидетельствующий о том, что в отношениях что-то не в порядке, что, рано или поздно, поставит под вопрос само существование таких отношений.